Это полноценный маркетинг, а не только продвижение через различные социальные платформы. Ведение аккаунтов в социальных сетях является частью маркетинговой и коммуникационной стратегии.


SMM (СММ, social media marketing) — направление маркетинга, основная цель которого — продвигать бренд через социальные сети.
СММ позволяет не только выкладывать посты и собирать лайки. Благодаря социальным сетям компании привлекают и удерживают аудиторию, увеличивают лояльность и узнаваемость, а главное — собирают лиды и совершают продажи. Для многих успешных брендов это единственный канал продвижения в интернете.
Хотя SMM часто связывают с популярными соцсетями вроде «ВКонтакте», Instagram* или Facebook*, направление не ограничивается этими площадками. Компании используют и другие ресурсы, где можно найти свою целевую аудиторию, среди них:
  • Youtube.
  • «Одноклассники».
  • LinkedIn.
  • Pinterest.
  • Twitter (находится в процессе ребрендинга в X).
  • Reddit.
  • SoundCloud.
  • «Мой мир».
  • Discord.
На локальных рынках также есть региональные соцсети. Например, одна из самых популярных в Китае — QZone. Местные платформы важно учитывать при работе с зарубежной аудиторией.

Зачем SMM нужен бизнесу
Основная цель SMM (как и любой рекламы) — увеличивать прибыль бизнеса.
Работа в соцсетях не приносит мгновенных результатов. Даже перейдя в аккаунт через рекламу, пользователь далеко не всегда сразу купит товар. С более высокой вероятностью он начнет изучать контент. Поэтому для компании важно планомерно и качественно вести соцсети. Только тогда можно получить хорошую конверсию.
Вот задачи, которые можно решить через SMM:

Увеличить трафик. С помощью публикаций в соцсетях можно перенаправлять пользователей на официальный сайт, а значит, увеличивать трафик. Для этого публикуют анонсы статей и рассказывают об акциях, прикрепляя ссылку на сайт.

Повышать лояльность. Есть несколько способов работы над лояльностью в соцсетях:
  • Демонстрировать внутреннюю кухню. Фото или видео, на которых станок точно вырезает детали, кондитеры собирают торт в перчатках, а на складах царит идеальный порядок убедят в том, что вам можно доверять.
  • Делиться отзывами. Положительный отзыв реального человека с фото или видео докажет, что покупатели довольны сервисом.
  • Публиковать портфолио и кейсы. Например, фотографии в формате до/после наглядно покажут профессионализм команды.
  • Рассказывать о сотрудниках. Если рассказать, что официант Анна обожает мопсов, а бухгалтер Мария училась в Европе, бизнес станет чуть ближе к реальным людям — вашим клиентам.

Вовлекать пользователей. Если подписчики участвуют в конкурсах и опросах, комментируют публикации и задают вопросы в директ, они чувствуют эмоциональную связь с брендом. Чтобы это произошло, контент в соцсетях должен быть полезным, интересным и вызывать эмоции.

Привлекать покупателей. Для этого настраивают таргетированную рекламу или покупают размещения у блогеров. Однако работают и бесплатные методы: если человек долго подписан на аккаунт и постоянно получает от него полезную или интересную информацию, он с высокой вероятностью купит его продукт.

Создавать имидж. В соцсетях удобно транслировать ценности бренда. Например, компания поощряет обучение сотрудников и участвуете в благотворительных проектах. Тогда она может нативно рассказать об этом: разместить фото сотрудников с научной конференции или рассказать о корпоративной поездке в приют для животных.
Из чего состоит SMM
Маркетинг в соцсетях состоит из нескольких основных этапов:
  • анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории;
  • разработка SMM-стратегии;
  • подбор постов для публикаций, создание контент-плана на неделю, месяц или год;
  • создание контента: подготовка текстов, дизайн карточек или обложек, съемка и монтаж видеороликов;
  • мониторинг инфоповодов и быстрая реакция на них;
  • комьюнити-менеджмент: общение с подписчиками, организация конкурсов и других активностей;
  • платное продвижение: настройка таргетированной рекламы и работа с блогерами;
  • отслеживание эффективности: как растёт база подписчиков, какие посты привлекают аудиторию, приходят ли в компанию новые клиенты, делают ли они заказы, сколько денег приносят.
В небольших компаниях все эти обязанности выполняет SMM-менеджер. Если же компания готова выделить серьезный бюджет, и соцсети ведутся активно, то работу делят между несколькими специалистами: копирайтерами, дизайнерами, сторисмейкерами, таргетологами, администраторами сообществ.
Иногда для разработки стратегии или запуска нового проекта привлекают профессионального продюсера. Он определяет аудиторию, формулирует ценности проекта, разрабатывает воронку продаж, придумывает прогревы и ставит задачи всей команде.

Какие инструменты продвижения используют в SMM
Есть несколько способов продвигать свое сообщество или аккаунт в социальных сетях. Их можно использовать одновременно или выбрать наиболее подходящие с учетом бюджета и целей бизнеса.

Таргетированная реклама. Платные объявления, которые покажут точечно потенциальной целевой аудитории. Ее можно настроить через встроенные рекламные кабинеты социальных сетей.

Ретаргетинг. В соцсетях можно запустить и ретаргетинг — «догоняющую» рекламу. Она отображается у тех, кто уже взаимодействовал с компанией, но не купил продукт. Например, у посетителей сайта, которые добавили товары в корзину, но не оформили заказ.

Контент-маркетинг в SMM. Это продвижение, которое работает «вдолгую». Его главный инструмент — интересный или полезный контент. Сначала пользователи следят за аккаунтом, постепенно начинают ему доверять и только потом покупают.
Контент-стратегия выстраивается вокруг определенных задач, которые актуальны для бизнеса здесь и сейчас. Например, для нового бренда это может быть узнаваемость и наращивание аудитории. Для тех, кто давно работает на рынке и активно ведет соцсети, основной задачей может стать формирование лояльности и вовлечение.

Как оценить эффективность SMM
За метриками следят в разрезе каждой отдельной соцсети и по всем каналам в целом. Показатели могут быть как общемаркетинговые, так и специфические для SMM.
Основные маркетинговые метрики:
  • Количество переходов на сайт из соцсетей.
  • Поведение пользователей, перешедших на сайт: процент отказов, длительность просмотра страницы, переходы на другие страницы.
  • Конверсия: регистрация, покупка товаров, участие в мероприятиях.
  • Прибыль и средний чек клиентов из соцсетей.
Все эти данные можно посмотреть в системах аналитики. Например, в Google Analytics и «Яндекс Метрике».

Основные SMM-метрики:
  • Рост базы подписчиков в разных соцсетях.
  • Количество просмотров публикации.
  • Количество реакций (лайков, репостов, комментариев).
  • Упоминания бренда: обычно их делят на положительные, нейтральные и негативные.

Главные мысли
SMM: главное

  • Это маркетинг в социальных сетях.
  • Помогает привлекать и удерживать клиентов, а также продавать товары с помощью соцсетей.
  • Большинство компаний ведут аккаунты в соцсетях и нанимают для этого SMM-специалистов.
  • Основные методы продвижения: таргетированная реклама, реклама в сообществах и контент-маркетинг.


SMM-продвижение (коммуникация + «смм-ный, упрощенный контент-маркетинг для СММ)